90.
(03.01.2007 14:28)
0
создатель мой тебе совет сделай сылку на форум на главной странице маршруты трамваев на 1967 год по книге о городе
1 Горсовет (пл. Ленина) - Южный вокзал (Зап-1) 2 Горсовет - Ремонтно-механический завод (РМЗ) 3 Южный вокзал - РМЗ 4 Горсовет - Павло-Кичкас 5 Пл. Свободы - Пристань (нынешний Речпорт на Леппика) позже 5-ый маршрут сделали совсем в другом месте - Кичкас-Юность 6 Пл. Свободы - Зеленый Яр (сейчас 6-ка тоже совсем другая - Кремнийполимер-Цирк) 7 Горсовет - ДТМЗ (титано-магниевый) 8 Павло-Кичкас - ДТМЗ 9 ДК Строитель (возле нынешней конечной ЦИРК) - Абразивный з-д только вот не понятно как она ранее там разворачивалась, ведь кольцо около цирка построили после того, как убрали линию с проспекта, а это 2004 год??? и как эта девятка ходила, тоже не ясно - через ЗелЯр или ч/з Свободы 10 Свободы - Абразивный 11 Трампарк - Южный вокзал 12 Свободы - РМЗ 13 ДК Строитель - Южный вокзал исп. как тестовый после ремонта вагонов 14 Свободы - село Леваневского
Как видно, почти все маршруты были уже тогда сформированы в такую сеть, которая не изменилась до сих пор, не учитывая съема линий по проспекту Ленина и ул. Лермонтова (до ДС Юность) исчезли маршруты № 9, 13 добавили № 15 и 16 до Речпорта (Пристань) линию давно закрыли - туда была однопутка - рельсы лежат до сих пор - по ним выкатывали новые трамваи с речпорта в 90-х годах, которые доставлялись водным транспортом
География Запорожья. Сам город состоит из двух основных частей, то есть двух центров, расположенных на левом берегу Днепра. Южная часть, историческая, находится напротив легендарного острова Хортица. Северная часть строилась во времена сталинской индустриализации 30х-50х гг и находится напротив ДнепроГЭСа. Между ними, но на удалении от Днепра находится гигантская промышленная зона и множество кварталов одноэтажной застройки, фактически, заводских поселков. Между ними вдоль Днепра - редкая застройка, парки, пищевые предприятия, трамвайное депо и так далее. Кроме этого, южнее "старого" центра находиятся кварталы новостроек (обслуживаются троллейбусом), а на правом берегу Днепра напротив "сталинского" центра, за ДнепроГЭСом - огромный малоэтажный поселок (тоже обслуживается троллейбусом). Оба центра, северный "сталинский" и южный "старый" пронизываются насквозь самой длинной улицей на Украине - проспектом Ленина. Между центрами она идет в виде шоссе по частному сектору и возле промышленный предприятий, иногда на эстакаде.
2. История рельсовой сети трамвая. Трамвай появился в городе с началом индустриализации, через год после открытия ДнепроГЭСа - в 1933 году. Спустя всего 5 лет сформировалась такая сеть: маршрут №1 - от вокзала в "старом центре" через весь "старый центр" по проспекту Ленина, затем поворачивал ближе к Днепру (улица Горького) и шел по ней до "сталинского центра", где снова выезжал на проспект Ленина и шел по нему до ДнепроГЭСа. маршрут №2 - от ДнепроГЭСа пересекал весь "сталинский центр", как и №1, но потом поворачивал в промзону и шул глубоко в нее. маршрут №3 - от Вокзала в промзону по линии №1, потом по линии №2. маршрут №4 - по дамбе ДнепроГЭСа с левого берега на правый. маршрут №5 - от линии №№1 и 3 (окраина "старого центра") к Днепру (пристани). Все линии были однопутными, сеть №№1-2-3 с разъездами и кольцами на концах, обслуживалась трехвагонными поездами (моторный+прицепной+прицепной), маршруты №№4 и 5 были без разъездов, с тупиками на концах и обслуживались одним вагоном в двухстороннем режиме каждый. Недалеко от развился №№1-3 и 5 находилось депо. После войны маршрут №4 не восстанавливался, но остальные вступили в строй очень быстро, кроме того, сеть №№1-2-3 была перешита на двухпутную уже к концу 40х годов. Дальнейшее развитие сети происходит в строительстве новых линий, которые интересным образом ответвлялись от существующих, пронизывали насквозь кварталы частного сектора и выходили к промышленным предприятиям промзоны. Все они были построены с середины 50х до середины 70х, многие строились изначально однопутными, а потом перешивались на двухпутные, при чем последняя "перешивка" была сделана уже в конце 80х годов. Все новые линии строились с разворотными кольцами на концах и были рассчитаны на работу с односторонними вагонами и поездами. Единственный оставшийся однопутный тупиковый маршрут №5 был закрыт для пассажирского движения около 1975 года, но его линия не была разобрана и до сих пор используется в качестве грузовой. Кроме этого трамвайные линии закрывались в Запорожье всего 2 раза. Первый раз - в конце 60х годов небольшой участок был перенесен с пропекта Ленина на улицу Горького. Второй раз - в 2004 году был закрыт весь участок по проспекту Ленина в "сталинском центре" к ДнепроГЭСу. В 1963 году открыто депо №2 в промзоне.
3. История вагонов (подвижного состава) До войны все вагоны были двухосными, моторные Х и прицепные М как производства г. Мытищи, так и г. Усть-Катав, а также вагоны second hand из Киева, как моторные нюрнбержского типа 1910х годов, так и прицепные киевского типа 1920х годов. Во время войны запорожский трамвай получил самые большие повреждения из всех городов Украины, где трамвай сохранился, то есть был уничтожен самый большой процент вагонов, так как депо было только одно и оно целенаправленно бомбардировалось, так как там был организован склад боевой техники. Уцелело около 1/3 вагонов. Поэтому уже в 1945 году Запорожье получает 5 поездов Х+М из Киева, а с 1949 года - как вагоны Second Hand из Киева (моторные и прицепы киевского типа) и из Москвы (моторные Ф 1910х гг. выпуска, к которым цепляют "лишние" прицепы), так и новые поезда КТМ-1+КТП-1 из г. Усть-Катав. Киев все 8 полученных в 1950 году вагонов Ф в течении 1951 года передает в Запорожье. Так как вагоны Ф получаются без прицепов, происходит пересцепление поездов и трехвагонные поезда сменяются двухвагонными. Поодиночке вагоны ни на каком маршруте, кроме №5, не ходят. Но в 1956 году Запорожье получает первые четырехосные вагоны МТВ-82 из Риги - они ходят поодиночке, но их очень мало. Довоенные вагоны second hand с 1953 года уже не получаются, покупаются только новые КТМ-1 + КТП-1 и МТВ-82, которые производятся до 1961 года. В 1962-1965 годах поступают новые усть-катавские двухосные вагоны КТМ-2 с прицепами КТП-2. Одновременно поступает много second hand поездов КТМ-1 из Киева, а также в 1965 году - 9 вагонов РВЗ-6 (новой Рижской модели) тоже из Киева - начало закупок этих вагонов с завода оттягивалось, а Киев как раз от них избавлялся, так как начал покупать Татры. Кстати, в Запорожье было отправлено 10 вагонов, а один был случайно уничтожен при транспортировке. Однако закупки РВЗ-6 так и не начались - в 1965 году после РВЗ приходит один вагон Татры Т3 из Киева на испытания, и с 1966 года Запорожье начинает их планомерную закупку с завода. С тех пор вагоны других марок, кроме Татра Т3, не покупались более 20 лет. Так как в 60е было получено очень много как КТМ-1, так и КТМ-2, удалось к 1968 году списать все довоенные вагоны. Так как все послевоенные вагоны были односторонними, для работе на маршруте №5 вагон МТВ-82 №128 переделывается в двухсторонний. В 1970, с получением Т3, все 9 РВЗ-6 передаются в Харьков, где их парк насчитывал более 100 штук. Запорожье же был городом ,в котором было больше всего поездов КТМ-1 на Украине - также более 100, включая как полученные с завода, так и Second Hand из Киева 1948-1952гг выпуска. Поездов КТМ-2 было около 50. Так как МТВ-82 было мало, они в городе не прижились и были списаны одними из первых на Украине - в середине 70х годов, едва отработав свои положенные 15 лет. Был списан и двухсторонний вагон №128 - потому и маршрут №5 перестал работать. Многие из списанных вагонов переделывались в служебные - около половины общей численности, и работали до конца 80х, после чего вся спецтехника была перенесена на списанные вагоны Татра Т3 самых первых партий поставок. Татры поначалу поставлялись только в депо №1, а депо №2 расширялось за счет поездов КТМ, которые передавались из депо №1. Татры там появились только в конце 70х. Как и всюду на Украине, все вагоны Татра Т3, купленные до весны 1976 года - двухдверные, а после - трехдверные. В депо №2 - только трехдверные. КТМ списывались очень медленно. Первые поезда КТМ-1 40х гг были списаны только в 1973 году, а так как их было очень много, последние были списаны уже в 1986 году. Запорожье стал последним городом в мире, где ходили поезда КТМ-1. Все они работали 20-28 лет. Интересно, что КТМ-2 были списаны раньше - в 1977-83гг, проработав по 15-18 лет. С 1987 года все вагоны Запорожья - Татра Т3 1966-1986гг выпуска. В 1990 году приходит первая партия вагонов Татра Т6Б5, в 1991 вторая. Еще несколько вагонв приходит в 1992-1993 году, но немного. Тем не менее, Запорожье - единственный город Украины, покупавший новые Татры в Чехии после 1991 года. Все они поступают в депо №1 заменяя самые старые Татры Т3, их общая численность около 50. Но после начала производства Т6Б5 в Днепропетровске на заводе Южмаш, Запорожье их почти не покупает - поступает лишь несколько штук.
4. Настоящее Запорожского трамвая С 1998 года трамвайное хозяйство города перестает поддерживатся, с трамваем начинают конкурировать частные перевозчики (маршрутные такси), а в 2004 году закрывается важнейшая линия к ДнепроГЭСу. Тем не менее, троллейбусных линий закрыто гораздо больше. Трамваи содержатся силами работников депо и находятся в хорошем состоянии толкьо благодаря своей надежности. Особенность трамваев Запорожья - трамваи депо №1, которые есть как 70х годов, так и 80х, находятся в гораздо лучшем состоянии, чем трамваи депо №2, котоыре только 80х годов. Дело в том ,что депо №2 находится в промзоне и трамваи, хранящиеся там и ездящие по тамошним маршрутам, подвергаются жестокой химической коррозии от выбросов расположенных там предприятий. Много вагонов депо №2 уже списано. Также в последние годы производится медленная передача вагонов депо №2 в депо №1 на замену самых износившихся вагонов депо №1, так как в связи со сложной экономической ситуацией на Украине предприятия промзоны работают на половину мощности и на них занято гораздо меньше людей, чем в советские времена, потому и нагрузка на маршруты депо №2 стала гораздо меньше, и депо №2 нужно гораздо меньше вагонов. После снятия трамвая с проспекта Ленина в сталинском центре списано еще больше изношенных вагонов, и в депо №2 их стало еще меньше. По причине коррозии запорожское трамвайное управление сегодня предпочитает держать как можно меньше вагонов в депо №2 и как можно больше - в депо №1. Остатков поездов КТМ в депо я не видел, только сарай из МТВ-82, явно бывшего служебным, на территории депо №1.
|