СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ  ТРОЛЛЕЙБУС


Все, что можно сказать коротко о севастопольском троллейбусе, я думаю здесь сказано. 
Такой великий город не возможен без троллейбусов. Именно поэтому 6 ноября 1950 года было открыто троллейбусное движение. 8 новых троллейбусов, изготовленных на Тушинском заводе №82, выстроились на пл. Комунны (сейчас пл. Ушакова).После непродолжительного митинга движение по маршруту «Вокзал – пл. Комунны – гора Матюшенко» было открыто. Возможно за все те года, что пережил севастопольский троллейбус в его жизни был момент максимального расцвета, но сегодня ГКП «Севтроллейбус» по объемам пассажироперевозок занимает одно из ведущих мест в Украине. Парк насчитывает более 200 машин подвижного состава, из которых 170 выходят каждый день на 14 городских маршрутов общей протяженностью 253,5 км.

Подборка материалов, которые мне удалось собрать в 2003 - 2005 годах, располагается в ссылках.
В фотогалерее сейчас расположена лишь часть фоток. Поэтому фотогалерея будет иногда обновляться имеющимися у меня фоторесурсами. 

Схема троллейбусных маршрутов 

Список маршрутов с интервалами

Фотогалерея 2003 года

Фотогалерея 2004 года  2004 год - часть 2

Фотогалерея 2005 года

Вообще качество перевозок в Севастополе радует. Высокая скорость троллейбусного сообщения по гористой местности города (особенно в восточной части), постоянно чистый и опрятный, исправный и приятный подвижной состав, чем, к сожалению могут похвастаться не все города. Интервалы на некоторых маршрутах составляют 1-2 минуты. Продолжительность обедов у водителей и кондукторов колеблется от 30 до 70 минут, поэтому с 9 до 11 и с 15 до 19 часов интервалы иногда увеличиваются в 2 раза, но все равно, более 10 минут в этом городе вы троллейбус ждать не будете (кроме маршрута № 13). Огромный пассажиропоток присутствует на всех маршрутах, но особенно четко он прослеживается на маршрутах парка № 1 (м-ты № 10, 12, 14). Они связывают между собой центр города с микрорайонами Остряки, Летчики, Камыши. Маршрут 10 связывает центральный рынок (в центре около пл. Лазарева) с Летчиками, пляжем Омега, Камышами и пляжами Камышовой бухты. От остановки этого маршрута также недалеко идти до легендарного Херсонеса и рядом располагающегося пляжа Солнечный. Сам был свидетелем, когда за один оборот (а в минутах это 80-90 минут) кондуктор продала 170 талонов. Это примерно 140 в час - очень даже не слабо. На своем опыте знаю - у нас в Запорожье более 80 талонов за час продать невозможно. На этих маршрутах можно очень часто заметить, как троллейбусы одного маршрута идут вдвоем вместе. В самом центре троллейбусы идут караваном - друг за другом. По внутреннему кольцу центра разворачиваются троллейбусы маршрутов № 1, 9 и 13. По внешнему - № 3, 7, 12. Маршруты № 17 и 20 попадают на пр. Острякова через нижнюю часть центрального кольца с пл. Суворова, откуда двигаясь вниз можно попасть на вокзал и далее в восточную часть города (там царствует только депо 2).

Удивительно, что в городе мирно существуют 2 таких врага как троллейбусы и маршрутки. Практически все маршруты троллейбусов дублируются маршрутками, причем номер маршрута у них остается троллейбусный. Но например маршрут № 14 у троллейбуса идет от 5 КМ до пляжа Омега, а у маршрутки он продлен аж до поселка Кальфа (на 5 КМ и в других местах собираются очереди желающих уехать в тот район).

Автобусов в Севастополе мало, да и их интервалы легче мерить в сутках, нежели в минутах. В 2004 году на 77-ом маршруте появились новые автобусы большой вместимости ЛАЗ. В 2005 на маршрутах можно увидеть и новые МАЗы. Ходят они на маршрутах АТП-14330. Есть случаи совпадения номера маршрута, но вместе с тем несовпадения пути следования. Так на маршруте № 110, обслуживаемого микроавтобусами путь следования лежит от Ластовой пл. в Камышевую бухту, а этот же маршрут, где работают МАЗы идет по пути от центрального рынка мимо Камышовой бухты Автобусами Икарус (в т.ч. и сочлененными) обслуживаются маршруты № 2, 7, 19, 72. Они ходят с пл. 50 лет СССР (район Стрелецкой бухты - по пути с центра в Камыши) до мыса Фиолент, Маяка, 5 КМ. Спросом пользуется и бухта Казачья (маршрут № 95).

Вот поэтому берут на свои плечи перевозку горожан и отдыхающих электротранспортники и маршрутники. Проезд в троллейбусах – 40 копеек. Вот и получается, что город один из немногих, где проезд в электротранспорте еще не стоит 50-ти копеек. Да и будем надеяться, что до такого не дойдет. Ведь и при таких расценках есть какая-то выручка, которая может идти на ремонт подвижного состава. Парк в последнее время обновлялся крайне редко да и незначительно. В середине 90-х еще приходили приемлемые партии новых троллейбусов, а вот потом так – 1-2 штуки…

В городе нет ни одной сочлененки ЗиУ. Есть только в первом депо 1 ЮМЗ-Т1 (№1501). На 90% парк состоит из машин ЗиУ-9. Кстати о парках. В городе 2 депо.
Депо 1 расположено на окраине города на Камышовом шоссе. Депо постролили совсем недавно. Ранее депо 1 располагалось рядом с центральной частью города по ул. Л. Толстого, где теперь располагается управление "Севэлектроавтотранса". Кстати, насчет названия: недавно предприятие "Севтроллейбус" было переименовано в "Севэлектроавтотранс". Произошло это вследствие покупки предприятием автобусов для обслуживания маршрута № 9 с 5КМ Балаклавского шоссе (южный край города) до самой Балаклавы. Так как подвижной состав пополнился, да еще не обычными рогатыми собратьями, а пожирателями солярки, для предприятия понадобилось новое название, олицетворяющее создавшуюся унию автобусного и троллейбусного транспорта.

Удивительным является и то, что очень малый процент подвижного состава окрашен в рекламные раскраски. Форма окраски, стандартная для Севастополя, поддерживается практически на всех машинах. В 2005 году прослеживается тенденция увеличения рекламных машин, но процесс остается в рамках пределов - в рекламе не более 30% машин. Процесс списывания подвижного состава на данный момент особых оборотов не набрал. Самый минимальный номер троллейбуса первого и второго парков, присутствующих на линии соответственно - 1083 (1985 год) и 2307 (1986 год). Машинам регулярно осуществляют ремонты (в кабинах машин делают пометки о последнем прохождении ремонта). Например, надпись СР-2 ХI 04 обозначает прохождение данной машиной второго, среднего ремонта в ноябре 2004 года. Над этой надписью написано МРМ (ремонтные мастерские). КР-3 V 05 - соответственно третий, капитальный ремонт в мае 2005.

Состояние контактной сети можно оценить в 4+ + по пятибалльной системе - практически нигде не наблюдаются провесы. За все время моего пребывания в городе (6 дней) ни один раз при мне не срывались штанги троллейбуса, а гоняют здесь на троллях "дай Боже". В городе очень много резервных разворотных линий; при слиянии маршрутов (а происходит это обычно на круговых, так как здесь на пересечении больших улиц и проспектов практически нет перекрестков (за исключением пр. Острякова), линии несколько раз сходятся, пересекаются, расходятся - вообще на контактную сеть и ее элементы здесь не скупятся. Примеры таких мест приведены на следующих рисунках:

 

Над каждым элементом КС висит значок обозначения с номером. Нумерация элементов сквозная. Элементы КС следующие - СС - сходная стрелка, АС - автоматическая стрелка (расходная), П - пересечение. Значок П 71 означает, что это 71-й элемент городской сети электротраснпорта - пересечение линий, СС-12 - 12-й элемент ГС ЭТ - сходная стрелка двух линий.

 

Страница обновлена 01.08.2005

"Запорожский Троллейбус" 2004-2005 (С)