СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ТРОЛЛЕЙБУС
Все, что можно сказать коротко о севастопольском троллейбусе, я думаю здесь сказано.
Такой великий город не возможен без троллейбусов. Именно поэтому 6 ноября 1950 года было открыто троллейбусное движение. 8 новых троллейбусов, изготовленных на Тушинском заводе №82, выстроились на пл. Комунны (сейчас пл. Ушакова).После непродолжительного митинга движение по маршруту «Вокзал – пл. Комунны – гора Матюшенко» было открыто. Возможно
за все те года, что пережил севастопольский троллейбус в его жизни был
момент максимального расцвета, но сегодня ГКП «Севтроллейбус» по объемам пассажироперевозок занимает одно из ведущих мест в Украине. Парк насчитывает более 200 машин подвижного состава, из которых 170 выходят каждый день на
14 городских маршрутов общей протяженностью 253,5 км.
Подборка материалов, которые мне удалось собрать в 2003 -
2005 годах, располагается в ссылках.
В фотогалерее сейчас расположена лишь часть фоток. Поэтому фотогалерея будет иногда обновляться имеющимися у меня фоторесурсами.
Схема троллейбусных маршрутов
Список маршрутов с интервалами
Фотогалерея 2003 года
Фотогалерея 2004 года 2004 год - часть 2
Фотогалерея
2005 года
Вообще качество перевозок в Севастополе радует. Высокая скорость троллейбусного сообщения по гористой местности города (особенно в восточной части), постоянно чистый и опрятный, исправный и приятный подвижной состав, чем, к сожалению могут похвастаться не все города. Интервалы на некоторых маршрутах составляют 1-2 минуты. Продолжительность
обедов у водителей и кондукторов колеблется от 30 до 70 минут, поэтому с 9 до 11
и с 15 до 19 часов интервалы иногда увеличиваются в 2 раза, но все равно, более
10 минут в этом городе вы троллейбус ждать не будете (кроме маршрута № 13).
Огромный пассажиропоток присутствует на всех маршрутах, но особенно четко он
прослеживается на маршрутах парка № 1 (м-ты № 10, 12, 14). Они связывают между
собой центр города с микрорайонами Остряки, Летчики, Камыши. Маршрут 10
связывает центральный рынок (в центре около пл. Лазарева) с Летчиками, пляжем
Омега, Камышами и пляжами Камышовой бухты. От остановки этого маршрута также
недалеко идти до легендарного Херсонеса и рядом располагающегося пляжа
Солнечный. Сам был свидетелем, когда за один оборот (а в минутах это 80-90
минут) кондуктор продала 170 талонов. Это примерно 140 в час - очень даже не
слабо. На своем опыте знаю - у нас в Запорожье более 80 талонов за час продать
невозможно. На этих маршрутах можно очень часто заметить, как троллейбусы одного
маршрута идут вдвоем вместе. В самом центре троллейбусы идут караваном -
друг за другом. По внутреннему кольцу центра разворачиваются троллейбусы
маршрутов № 1, 9 и 13. По внешнему - № 3, 7, 12. Маршруты № 17 и 20 попадают на
пр. Острякова через нижнюю часть центрального кольца с пл. Суворова, откуда
двигаясь вниз можно попасть на вокзал и далее в восточную часть города (там
царствует только депо 2).
Удивительно, что в городе мирно существуют 2 таких врага как троллейбусы и маршрутки.
Практически все маршруты троллейбусов дублируются маршрутками, причем номер
маршрута у них остается троллейбусный. Но например маршрут № 14 у троллейбуса
идет от 5 КМ до пляжа Омега, а у маршрутки он продлен аж до поселка Кальфа (на 5
КМ и в других местах собираются очереди желающих уехать в тот район).
Автобусов в Севастополе мало, да и их интервалы легче мерить в сутках, нежели в минутах.
В 2004 году на 77-ом маршруте появились новые
автобусы большой вместимости ЛАЗ. В 2005 на маршрутах можно
увидеть и новые МАЗы. Ходят они на маршрутах АТП-14330. Есть случаи совпадения
номера маршрута, но вместе с тем несовпадения пути следования. Так на маршруте №
110, обслуживаемого микроавтобусами путь следования лежит от Ластовой пл. в
Камышевую бухту, а этот же маршрут, где работают МАЗы идет по пути от
центрального рынка мимо Камышовой бухты Автобусами Икарус (в т.ч. и
сочлененными) обслуживаются маршруты № 2, 7, 19, 72. Они ходят с пл. 50 лет СССР
(район Стрелецкой бухты - по пути с центра в Камыши) до мыса Фиолент, Маяка, 5
КМ. Спросом пользуется и бухта Казачья (маршрут № 95).
Вот поэтому берут на свои плечи перевозку горожан и отдыхающих электротранспортники и маршрутники. Проезд в троллейбусах – 40 копеек. Вот и получается, что город один из немногих, где проезд в электротранспорте еще не стоит 50-ти копеек. Да и будем надеяться, что до такого не дойдет. Ведь и при таких расценках есть какая-то выручка, которая может идти на ремонт подвижного состава. Парк в последнее время обновлялся крайне редко да и незначительно.
В середине 90-х еще приходили приемлемые партии новых троллейбусов, а вот потом так – 1-2 штуки…
В городе нет ни одной сочлененки ЗиУ. Есть только в первом депо 1 ЮМЗ-Т1 (№1501). На 90% парк состоит из машин ЗиУ-9. Кстати о парках. В городе
2 депо.
Депо 1 расположено на окраине города на Камышовом шоссе. Депо
постролили совсем недавно. Ранее депо 1 располагалось рядом с центральной частью
города по ул. Л. Толстого, где теперь располагается управление "Севэлектроавтотранса".
Кстати, насчет названия: недавно предприятие "Севтроллейбус" было
переименовано в "Севэлектроавтотранс". Произошло это вследствие покупки
предприятием автобусов для обслуживания маршрута № 9 с 5КМ Балаклавского шоссе (южный
край города) до самой Балаклавы. Так как подвижной состав пополнился, да еще не
обычными рогатыми собратьями, а пожирателями солярки, для предприятия
понадобилось новое название, олицетворяющее создавшуюся унию автобусного и
троллейбусного транспорта.
Удивительным является и то, что очень малый процент подвижного состава окрашен в рекламные раскраски. Форма окраски, стандартная для Севастополя, поддерживается практически на всех машинах.
В 2005 году прослеживается тенденция увеличения рекламных машин, но процесс
остается в рамках пределов - в рекламе не более 30% машин. Процесс списывания
подвижного состава на данный момент особых оборотов не набрал. Самый минимальный
номер троллейбуса первого и второго парков, присутствующих на линии
соответственно - 1083 (1985 год) и 2307 (1986 год). Машинам регулярно
осуществляют ремонты (в кабинах машин делают пометки о последнем прохождении
ремонта). Например, надпись СР-2 ХI 04 обозначает
прохождение данной машиной второго, среднего ремонта в ноябре 2004 года. Над
этой надписью написано МРМ (ремонтные мастерские). КР-3 V 05 -
соответственно третий, капитальный ремонт в мае 2005.
Состояние контактной сети можно оценить в 4+ + по пятибалльной системе - практически нигде не наблюдаются провесы. За все время моего пребывания в городе (6 дней) ни один раз при мне не срывались штанги троллейбуса, а гоняют здесь на троллях "дай Боже". В городе очень много резервных разворотных линий; при слиянии маршрутов (а происходит это обычно на круговых, так как здесь на пересечении больших улиц и проспектов практически нет перекрестков (за исключением пр. Острякова), линии несколько раз сходятся, пересекаются, расходятся - вообще на контактную сеть и ее элементы здесь не скупятся. Примеры таких мест приведены на следующих рисунках:
Над каждым элементом КС висит значок обозначения с номером. Нумерация элементов сквозная. Элементы КС следующие - СС - сходная стрелка, АС - автоматическая стрелка (расходная), П - пересечение. Значок П 71 означает, что это 71-й элемент городской сети электротраснпорта - пересечение линий, СС-12 - 12-й элемент ГС ЭТ - сходная стрелка двух линий.
Страница обновлена 01.08.2005
"Запорожский Троллейбус" 2004-2005 (С)